Это интересно Надежными помощниками работников охраны на железнодорожном транспорте являются служебные собаки.
1924-1941 гг. В СССР служебные собаки стали применятся на железнодорожном транспорте для охраны грузов, грузовых дворов, объектов в 1924 году. Ряды охраны в это время пополняются демобилизованными из армии военнослужащими, которые помогают в подготовке стрелков , организуя занятия по строевой, физической, стрелковой подготовке.
Совместными усилиями создаются питомники для выращивания и дрессировки служебных собак. |
Резко возросшее количество хищений грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, способствовало быстрому развитию служебного собаководства в период реорганизации военизированной охраны. Способствовало скорому становлению применения служебных собак на объектах и железнодорожном транспорте требование НКПС об усилении охраны перевозимых грузов, а так же возложение персональной ответственности за сохранность грузов и техники на начальников станций.
Руководители станций и хозяйственных подразделений стали активно помогать военизированной охране в строительстве питомников, разведении и выращивании служебных собак, выделять необходимые средства на их содержание. Большую роль в использовании служебных собак для работы на железнодорожных объектах , при охране перевозимой техники и грузов сыграли курсы по подготовке специалистов служебного собаководства, проводимые с 1932 года в г. Москве при ШУКСе.
|
Появление в подразделениях военизированной охраны хорошо подготовленных специалистов служебного собаководства позволило значительно повысить эффективность использования собак на охране грузовых дворов, складов, парков, станции. |
В предвоенные годы на Пермской железной дороге появились питомники служебного собаководства в командах охраны станции Пермь II, Чусовская, Зуевка, где проводилось обучение собак караульной, розыскной службе.
Великая Отечественная война С началом Великой Отечественной Войны количество собак в подразделениях сократилось, они в основном стали использоваться на охране грузовых дворов, складов, водокачек и других важных объектов, были снижены нормы обеспечения собак продуктами.
С прекращением работы в июне 1941 г. курсов служебного собаководства при ШУКСе значительно сократилось и количество специалистов, успешно готовивших и применявших собак при охране обьектов. Послевоенное время В 1946 году положение с сохранностью грузов на Пермской железной дороге было неблагополучным. Хищения происходили в парках станций и пути следования, особенно в конце 1946 года, после передачи функций охраны войсками НКВД и ведение военизированной охраны МПС. Руководство МПС, УВО приняло решение в виду большой некомплектности работников охраны, шире использовать служебных собак на охране грузов в парках станций, пути следования и на грузовых дворах, увеличить их поголовье, улучшить обучение различным видам служб. При отделе военизированной охраны Пермской железной дороги была установлена должность начальника команды служебного собаководства, которую занял армейский офицер, участник ВОВ Крыжевских Иван Васильевич.
|
В подразделениях началась большая работа. Были отремонтированы и вновь построены питомники и вольеры на станциях Пермь II, Чусовская, Зуевка. В подразделение поступили на службу опытные кадры. |
Бурштейн Давид Якубович Большим специалистом служебного собаководства был Бурштейн Давид Якубович, поступивший в военизированную охрану в 1952 году, вначале работавший вожатым, проводником служебной собаки, а после обучения в ШУКСе, назначенный начальником группы питомника служебного собаководства на станции Пермь II. С 1962 года работал начальником команды служебного собаководства.
1960-1970 гг. В 1960-1970 годы УВО ставило перед подразделениями задачи по усилению использования служебных собак в охране грузов и техники как проводниками, так и самостоятельно одними собаками. В связи с этим руководство отряда, хозяйственная часть при активном участии начальника команды Бурштейна Д.Я, стали закупать у населения и в клубах ДОСААФ нужные породы собак: кавказских, южно-русских и немецких овчарок.
На сборах при штабе отряда проводилось обучение вожатых , проводников и собак по сопровождению поездов на платформах с грузами и техникой. |
1983-1985 гг. В 1983-1985 годах начато строительство новых питомников на станциях Верещагино, Пермь-сортировочная, Кунгур. Был расширен питомник на станции Пермь II. Инструкторами служебного собаководства были назначены в СК-1 - Тетенов И.М, в СК-2 – Трошин А.Н, в СК-4 - Колейников С.В. в СК-5 - Белобородов И.С.
В связи с большим недостатком личного состава в командах, особенно на станции Пермь-Сортировочная, в это время служебные собаки использовались и без сопровождения проводника по кольцевому методу.
Например, при отправлении больших маршрутов с техникой со станции Пермь – сортировочная до станции Кунгур, на платформу в середине состава садили на привязь служебную собаку и сообщали по телефону на станцию Кунгур номер поезда и место нахождения платформы со служебной собакой. Проводник встречал поезд, снимал собаку с платформы и вел её на кормление и отдых. Затем, отдохнувшую собаку садили на платформу и, таким же образом отправляли обратно. Итак, при правильной организации службы, за смену служебными собаками сопровождалось 2-4 поезда. Это позволило высвободить стрелков и использовать их на других видах работ по охране грузов. |
|
Проводилась большая работа по подготовке служебных собак и осуществлению свободного окарауливания грузов во время движения поезда. |
На питомнике станции ПермьII проводилась работа по разведению и выращиванию племенных собак. Активное участие в этой работе принимали Автеев В.Л. Кашин К.А. Трошин А.Н. Под руководством начальника команды Бурштейна Д.Я. В 80-е годы, выращенные и обученные на питомнике отряда служебные собаки Марс, Роксана, Сатурн, Дымка, Сэр, Цэта участвовали в областных и республиканских выставках и соревнованиях в городах Перми, Москве, Ленинграде, Новосибирске, Челябинске, где удостоились золотых медалей за экстерьер и дипломов первой степени за показатели по рабочим качествам.
Самое активное участие в подготовке собак к соревнованиям и выставкам принимал начальник команды служебного собаководства, судья республиканской категории по служебному собаководству Бурнштейн Д.Я. и мастер спорта СССР по троеборью со служебными собаками Трошин А.Н.
Настоящее время В настоящее время во вновь построенном в 1990 году питомнике на станции Пермь-сортировочная содержится более 20 служебных собак разных пород. Эти собаки используются для усиления охраны в стрелковых подразделениях и подразделениях первой категории.
|
Служебное собаководство в отряде растет и развивается в целях дальнейшего усиления сохранности перевозимых грузов, техники, охраны особоважных объектов, оперативно-профилактической работы, обходно-дозорной службы на станциях и перегонах. |
/По материалам книги Н.П. Бочкарева «Пермский отряд военизированной охраны Свердловской железной дороги»/ |