Часто от занимающихся можно услышать, что прием не находит практического применения в жизни, но и экзамен по защитно-караульной службе (ЗКС) без него не сдать.
Выборка вещи. Обучение навыку.
С чего начать?
Учить щенка нюхать можно с момента появления его дома. Для этого необходимо довести до вашего воспитанника значение слова «нюхай». Например, часть рациона скармливать щенку с руки. Зажав кусочек лакомства в кулак, поднести к его носу щенка, предварительно левой рукой аккуратно зажав пасть, в сантиметре от мочки носа в течение 30-45 сек. (на это время животное может задержать дыхание), подавая команду «Нюхай!» дать занюхать лакомство (в кулаке). Как только вы заметили, что ваш воспитанник вдыхает носом, тут же разжимаете руку и отдаете находившийся там корм.
Так же для отработки этого приема можно использовать легко открывающуюся коробочку в верхней части которой сделаны отверстия. Поднеся такую коробочку с кормом к носу собаки и заметив, что она принюхивается, коробку отрывают, отдавая собаке корм.
Правильное отношение к аппортировке
Важным этапом подготовки собаки для будущей хорошей выборки вещи является формирование правильно сбалансированного отношения к апортировке.
Собака с высокой заинтересованностью к апортировке, как правило, допускает много ошибок, работая на выборке, и чаще берет предмет, который первым увидела. Не будет выбирать собака, в апортировке не заинтересованная. Значительным подспорьем в проводимой работе со щенком станут игры в быту и на прогулке.
В сосновом бору щенок будет охотно искать брошенную вами шишку в большое количество лежащих на земле шишек, и маловероятно, что ошибется. Главное – шишку тщательно натереть и заметить.
На полянке с невысокой травой можно делать простую апортировку, выполняя бросок предмета недалеко, на 1,5-3 м, расстояние, которое не позволяет собаке сильно разогнаться. При этом, когда щенок начинает искать упавший в траву предмет, хозяин подает команды «нюхай» или «ищи».
Хорошим подспорьем в работе будут и игры в «прятки» в квартире. Лучше если искомым предметом будет деревянная палочка (не крашенная, не лакированная), длиной 15 см и диаметром 3 см, имеющая устойчивый запах хозяина. Только не следует уж слишком усердствовать и далеко прятать предмет, необходимо помнить о том, что щенок всегда должен найти его и получить за это заслуженное вознаграждение.
Выборка вещи. Этап 1
Выбор своего предмета из беззапаховых.
Важнейшим этапом подготовки является обучение собаки выборке своей вещи из беззапаховых предметов.
К этому моменту необходимо подготовить достаточное количество апортировочных предметов, лучше если они будут из мягкого, пористого дерева, щипцы, ящик (например для инструментов) с несколькими отсеками.
Выборка вещи. Начинать можно с простейшего упражнения: - Дрессировщик с собакой выходит к заранее подготовленному месту, усаживает собаку в 1,5 метрах от предмета (без запаха), который лежит неудобно для взятия собакой.
- Усадив воспитанника, хозяин левой рукой аккуратно зажимает пасть собаки (собака, которая дышит ртом, не занюхивает предмет, так как хотелось бы) правой рукой удерживая предмет большим и указательным пальцами, подносит его к носу собаки, удерживая предмет в сантиметре от мочки носа в течение 30-45 секунд, дает занюхать предмет, перемещая его параллельно земле, затем убирает предмет за спину, через 2-3 секунды вновь подносит предмет к мочке носа собаки, что побуждает собаку вновь активно занюхать предмет.
- Убедившись в том, что собака тщательно занюхала предмет, дрессировщик выполняет бросок предмета в сторону уже лежащего беззапахового, стараясь это сделать так, чтобы предмет упал в 30 сантиметрах от лежащего, удобно для взятия.
- Работу лучше проводить на поводке, взяв его рукой, которой держали за морду собаки.
- Посылать на первых пусках собаку на выборку следует пока предмет летит и катиться. Дрессировщик подает команду «апорт» и добавляет команду «нюхай» или «ищи». Команда «апорт» со временем исчезнет, приоритетными останутся команды «нюхай» или «ищи».
|
| Очень важно для тренера, на этом да и на последующих этапах подготовки, в начале занятия сформировать у занимающихся (дрессировщика и собаки) положительные эмоции. |
Усложнение приема:
Переходить к усложнению выполнения выше описанного приема можно тогда, когда собака безошибочно будет выполнять предыдущий прием.
- Усложнением является постепенное увеличение предметов, не имеющих запаха, не бросок, а проход и укладка предмета в обозначенное место, причем при увеличении количества беззапаховых предметов, их можно слегка прикопать в снег, землю (глазами видит, а взять не может), в то время как выбираемый предмет легко доступен.
- При проходе и укладке предмета лучше возвращаться ни к собаке, а остановиться на половине расстояния между собакой и предметами, что позволит не только управлять действиями собаки, но и не переотвлечь собаку от места выборки.
- На одном занятии укладывать выбираемый предмет необходимо на одно и то же место, помня о том, что на земле остается запах и смена места укладки может привести к ошибкам, отрицательным эмоциям дрессировщика, что несомненно отразиться на работе собаки. Для того, чтобы предмет лежащий например третьим (отсчет всегда ведется от дрессировщика) оказался вторым, необходимо первый предмет переложить пинцетом последним.
| Количество посылов собаки на выборку за одно занятие не должно превышать 3 – 5 раз. Лучше закончить выполнение на хорошем фоне когда собака безошибочно выполняет выборку например три раза. |
Пауза между упражнениями в одном занятии должна быть 5-7 минут, при этом во время ожидания своей очереди собаки находятся вместе с хозяином на поводке в спокойном состоянии. Во время ожидания своей очереди (если это групповые занятия) хозяину собаки целесообразно смотреть и слушать объяснения инструктора, работающего с другими дрессировщиками. Помнить о том, что роль инструктора заключается в том, чтоб научить хозяина. В этом случае занимающиеся допускают меньше ошибок, плотность занятий становиться больше. В зависимости от темперамента собаки и её заинтересованности в апортировке следует выстраивать и свое поведение. Собак с пониженной активностью необходимо посылать на выборку более активно, а с повышенной наоборот.
Выборка вещи. Этап 2
Выбор своего предмета из чужих запахов.
С собакой отлично освоившей выборку «своего» предмета из беззапаховых, переходят к освоению выборки своего предмета из чужих запахов. Для этого уменьшают количество предметов с чужим запахом до одного. Статистами, помогающими готовить предметы с чужими запахами, могут стать другие занимающиеся в группе.
На первых занятиях выполняют выборку с броска (формируются положительные эмоции), далее проходя и укладывая предмет и возвращаюсь на половину расстоянию.
На первых занятиях не следует увлекаться частой сменой предмета имеющего чужой запах.
| Совершенно не допустимо при выполнении собакой выборки применение команды «фу». Это может привести к отказу работы собаки, в крайнем случае, можно использовать менее строго произносимую команду «нет». Если все таки собака взяла в пасть не тот предмет и несет его к вам, не ругайте её, помните о том, что собака обманывать не умеет - если делает не правильно, значит мы её этому еще не научили. Собаку в этом случае не поощряют. Проанализировав причины ошибки прием можно повторить. |
Выборка вещи. Этап 3
Выбор чужого предмета из беззапаховых.
Следующим этапом подготовки является обучение собаки выборке чужого предмета из беззапаховых:
- На этом этапе мы возвращаемся к предмету, имеющему запах хозяина. Дрессировщик, вышедший со своим воспитанником к месту выборки, отдает предмет имеющий запах хозяина помощнику, который перетирает его в зависимости от количества занятий (на этом этапе на 1/3, далее на ½ и 2/3). Предмет возвращается дрессировщику, уже находящемуся с собакой на старте.
- Дрессировщик удерживая предмет большим и указательными пальцами дает занюхать предмет держа его за край имеющий запах хозяина.
- Подав собаке команду сидеть дрессировщик подходит к заранее подготовленному месту и укладывает предмет возвращается на половину расстояния и подав команду нюхай или ищи посылает собаку на выборку.
| Очень большую роль в подготовке собаки к выборке чужого предмета играет этап, когда хозяин перетирает на 2/3, ½ и 1/3 чужой предмет. |
Выборка вещи. Этап 4
Выбор чужого предмета из чужих запахов.
Переходить к следующему этапу выборки чужого предмета из имеющих чужой запах можно лишь тогда, когда собака стабильно в течении длительного срока выбирает чужой предмет из беззапаховых.
Постепенно, от занятия к занятию, беззапаховые предметы по одному заменяются на предметы, имеющие чужой запах. При этом предметы, которые собака не должна выбрать, могут быть прикопаны.
Еще одним эффективным способом обучения выборке на этом этапе является постепенное добавление предметов, в этом случае уменьшается риск неправильной выборки. Нельзя на одном занятии менять искомый запах.
Подмечено, что собака лучше будет выбирать предмет, подготовленный некурящим человеком или владельцем не конфликтной собаки.
Что еще важно!
Занимающиеся должны помнить, что выборку отрабатывают отдельно, акцентируя внимание на том, чтобы собака нашла предмет или подноску. Подготовка к навыку ведется заранее в рамках общего курса дрессировки.
По окончанию выборки на разных этапах подготовки, правильно выбранный предмет, забрав у собаки на ее глазах бросают в сторону выбираемых предметов. Это повысит заинтересованность собаки в дальнейшей работе.
Отрабатывая прием с отходом от собаки и укладкой предмета, часто прибегают к имитации этого действия. Дав занюхать собаке предмет, дрессировщик подходит к выбираемым предметам, имитируя укладку, возвращается на половину расстояния между предметом и собакой, подает команду «нюхай» или «ищи», жестом указывая в сторону выбираемых предметов.
Работая по вышеописанной схеме не всегда следует только усложнять упражнения, но и облегчать задачу для обучаемых собак.
Организационные вопросы.
При обучение владельца и собаки выборке вещи инструктор должен обратить особое внимание на предварительную теоретическую подготовку. Занятия необходимо проводить в учебном классе, эффективны объяснения и во время работы на площадке, когда инструктор для всей группы разъясняет ошибки или отличительные особенности работы дрессировщика и собаки. То есть работая с одним рассказывать другим.
Важное значение на всех этапах подготовки, на каждом занятии и при каждом пуске собаке на выборку, сформировать у занимающегося положительные эмоции.
Нельзя форсировать подготовку, инструктор должен сдерживать дрессировщика от нездорового стремления заставить собаку сделать то, к чему она не готова.
Очень ответственно нужно отнестись к выбору места проведения занятий, особенно в начальной стадии обучения.
Климатические условия также могут с играть положительную или отрицательную роль при обучении, их стоит всегда учитывать, желательно разъяснять занимающимся, предупреждая события как может повести себя в данной ситуации собака.
В групповых занятиях по защитно-караульной службе нужно обратить внимание на дисциплину, работу лучше проводить поточным способом, определить место нахождения каждого занимающегося. Лучше если первыми будут проходить более подготовленные.
Занятия по выборке, даже в группе, проводятся только индивидуально, дрессировщик не должен злиться что чья-то собака работает лучше.
Нам важен отличный конечный результат каждой пары занимающихся!
p.s.
Выборка вещи. Работа с верхушками от пластиковых бутылок
Очень хорошо зарекомендовала себя работа с «верхушками» от пластиковых бутылок, в которых установлены палочки, закрепленные с торцов саморезами. Собака глазами видит, а взять не может. С такими приспособлениями значительно расширяются возможности обучения выборке вещи.